Карамышевские балагуры

Псковские портреты

Знакомьтесь – балагуры!

В своих костюмах «Дымковская игрушка» они стали одними из самых ярких участников Второго фестиваля «Этно-Мода Псков» в Пскове и получили дипломы победителей фестиваля в номинации «Костюм для фольклорного коллектива». Огорчаются: знали бы, насколько широк формат фестиваля, привезли бы не пару песен, но целый обряд: их у фольклорного коллектива уже подкопилось немало, новые – в разработке и ожидании. И это при том, что коллективу «Карамышевские балагуры» этим летом исполнится всего полтора года.

А не создать ли?

Руководитель коллектива Ирина Жачек почти четверть века отработала в культуре Псковского района, пять лет руководила Домом культуры и, как признается, все эти годы мечтала создать свой фольклорный коллектив. Мечту тормозили текущие мероприятия и хозяйственные вопросы, а когда ушла и, казалось, что интерес к творчеству напрочь перегорел, и надо отдохнуть и переключиться, вот тут-то все только и началось да завертелось!

Сравнивая свой коллектив с «Бурановскими бабушками», Ирина удивляется, как быстро и точно он сложился, словно пазлы. А ведь раньше никто из участников особо не пел и не плясал! Разговорились они как-то с Жанной Ермолаевой – сотрудницей духовно-просветительского и историко-культурного Центра села Карамышево (Жанна там и библиотекарь, и уборщица, и истопник, и хранитель и экскурсовод по музею крестьянского быта, словом —  хозяйка). И вопрос прозвучал сам собой:

— А не создать ли нам свой фольклорный ансамбль?

— А давайте! – откликнулась Жанна и тут же озадачилась, кого бы позвать. И кандидатура первая сразу на ум пришла – Юлия Кирий, она же просто неистощимый генератор творческих идей! Ангелина Михайловна Алексеева – она и войну помнит, а голос – молодой да задорный! Лену Кольцову с ребятами, Костей и Димой, что в храме поют, позвали. Вот и основа – не бурановских, но своих, карамышевских… Кого? Конечно, балагуров – пусть не самых молодых, но точно самых озорных да поворотливых.

Ангелина Михайловна – единственная выжившая из полностью сожженной деревни Пикалиха. «Гвозди бы делать из этих людей – не было б крепче этих гвоздей», — цитирует Ирина Жачек Маяковского, говоря, что в своей жизнеутверждающей силе примером для всех остальных являются именно самые возрастные участницы коллектива — Ангелина Михайловна Алексеева и Антонина Ивановна Костыгова. Антонина Ивановна пришла в коллектив немногим позже остальных, но ее приход оказался самым заметным, точнее – слышимым.

— Она – отличный специалист по вокалу, — поясняет Ирина. — Если до Антонины Ивановны мы просто пели, стараясь слышать друг друга, а получалось, если честно, кто во что горазд, то всего за полгода сложено трехголосие, с которым не стыдно выступить и на региональном конкурсе, и на большой сцене. А почему нет? У нас еще есть «секретное оружие» и неуемный генератор творческих идей — Юлия Тимофеева (Кирий), человек с отличным вкусом и богатой фантазий. Все мужские роли исполняют ребята и муж – Виктор Михайлов. Он и Семик, и Кузьма, и Мороз, и просто крестьянин…

Семик – это кто?

На мой вопрос о незнакомых персонажах Ирина охотно поясняет: коллектив – в постоянном творческом поиске, и уже сделали для себя несколько открытий по части праздников и обрядов древней и раннехристианской Руси. Христианские праздники получали еще языческое, но более просто игровое обрамление. Например, Семик честной или Зеленые святки — их отмечали в четверг последней недели перед Троицей как прощание с весной и встречу лета. Завивали ленты вокруг берез, водили хороводы, трапезничали. Проводили обряд кумления подружек – с принесением друг другу клятв и обещаний. Вечером, когда возвращались с полей мужики, жгли костры. А еще непременно красили яйца в желтый цвет, и шли на кладбище поминать усопших — как раз за неделю до Троицы.

Сороки – 22 марта, день памяти Сорока Севастийских мучеников, знает и наше поколение: православие было запрещено, а сорок жаворонков из бабушкиной печи запретить было невозможно. И с этими жаворонками ребятишки по улице бегают – весну встречают. Кликанье Мороза – предрождественский обряд, вполне совместимый с современным Новым Годом, как раз за неделю до Рождества. Интересны пограничные праздники – Масленица (зима-весна), Семик (весна-лето), Дожимки или праздник последнего снопа (лето-осень) и Кузьминки — об осени поминки… При известной фантазии наших затейниц место в классических народных сценариях вдруг находится и любимым сказочным персонажам, и, главное, зрителям. Посмотреть на балагурские затеи приходит обычно так много народа, что приходится тесниться с декорациями и площадкой для выступления.

Историко-культурный центр – обычное место проведения подобных мероприятий -добавляет колорита народным гуляниям. Интерактивное пространство делает всех пришедших участниками, а дубовые столы да самовары на них добавляют колорита и гостеприимно приглашают сдобрить праздник чаепитием.  А затейников выделяют, конечно, костюмы. И шьет их сама Ирина Жачек. И это еще одна грань ее талантов. Сценический костюм – это очень важно! И вообще…

Отдельная история

Материал на первые костюмы коллективу подарил Союз пенсионеров. Цвета как раз такие, какие носили на Псковщине — немного серой шерсти и немного молочной, неяркие. Ирина обыграла их так, что наряды стали не просто территориально фольклорными, но интересными – и кроем, и отделкой. И поняла, что хочется сшить что-то более яркое и южное.  Следующие костюмы планировались с чувством, толком, расстановкой. Обсудив планы и расходы со своими «девочками», Ирина Жачек принялась воплощать в жизнь образ дымковской игрушки: яркая клетка, красный с оригинальной вышивкой фартук, пышные рукава, необычный, с дополнительным валиком-гребешком над очелье головной убор, цветочный орнамент в вышивке.

Все рукодельные умения и навыки шитья, наработанные за годы, в полной мере вложились в новый костюм. Почти две недели кропотливой работы и – на очередную репетицию коллектива Юлия пришла в пошитом для нее первой наряде дымковской барыни. И подбочениваться не пришлось, девочки сразу ахнули: «Неужели у нас всех такие костюмы будут?»

Автору-мастерице, конечно, пришлось поднапрячься, но результат того стоил, и очень представительный международный фестиваль «Этно-мода» — тому подтверждение. Колоритные костюмы фольклорного коллектива в необычной стилистике и оригинальном исполнении получили высшую оценку жюри. А для выступления выбрали фольклорную песню «Ой кумушки-голубушки» и русскую народную «Ниточку». Правда, на второй день выступать пришлось усеченным составом: неимоверная жара не всем по здоровью. Надо придумывать новые костюмы – полегче да потоньше, в летнем исполнении.  Это – планы на будущее. Будет еще возможности показать себя на широкой сцене, и, самое главное, в родном Карамышево. Там уже ждут новых обещанных постановок и гадают, о каких еще древних праздниках, песнях и играх им пока только предстоит узнать.

Ася ЗАМАРАЕВА.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Белый цветок
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x