Татьяна Криксина

Псковские портреты

И захотела…   наличники резные

Есть встречи, которые вселяют надежду, и люди, вызывающие восхищение и стремление расти самому. Потому как не опускают рук, не отчаиваются в трудной ситуации, но включают голову, ищут и находят сподвижников и ресурсы и с азартом погружаются в творчество. Как результат — новые вершины мастерства и идеи продвижения.

Наша героиня именно такая. А еще – одна из лидеров псковской программы «Мама – предприниматель», постоянный участник выставок «Псков-Экспо», программ Торгово-промышленной палаты Псковской области и Фонда гарантий и развития предпринимательства области. У Татьяны Криксиной удивительный для женщины бизнес – резьба по дереву, художественная и высокотехнологичная. Правда, она отдает пальму первенства мужу. «  Без него и не было бы ничего, он – первопричина и куратор. Без сильного плеча рядом женщине в бизнесе очень трудно!» — утверждает наша героиня.

И самим интересно, и бизнес

Как случилось, что финансист, 25 лет жизни отработавшая в банке и уходившая в декрет с должности начальника отделения, встала за фрезерный станок? А все  началось с того, что захотела она украсить дачный домик резными наличниками. И поставила задачу мужу: не звезду с неба достать, не дворец построить, всего-то — наличники резные! Андрей – на все руки мастер, все умеет. А еще – спец по части радиоэлектроники и изобретатель. Попробовал работать резцами — трудно и медленно дело идет, смекнул, что фантазия у жены на наличниках вряд ли успокоится, и спроектировал… станок для резки с программным управлением.

Благо, супруга незапланированным тратам сопротивляться не стала, детали заказывали по Интернету со всего света, и всего за два месяца станок был собран. Поставили его в вагончике на даче, стали экспериментировать с программами да изделиями: выпилка и фрезеровка, можно и дерево, и пластик, и металл, и фанеру обрабатывать. И декор можно сделать, и детали для мебели вырезать, и поделку какую придумать. И самим интересно, и — чем не бизнес? Надо только понять, что имеет перспективу, а что – нет.

Наборный стул из фанерных пластин с себестоимостью порядка пяти тысяч — интересный, но бесперспективный, а вот мебельный декор на полутораметровой рейке можно сделать за четверть часа, и продать ненамного дороже закупа – мебельщикам. И о резных наличниках по индивидуальному эскизу, наверное, многие мечтают, и для иконостасов резной деревянный декор востребован, и изделия народного промысла – шкатулки да картины можно сделать на технологичном уровне, был бы спрос.

Вопрос реализации оказался едва ли не самым трудным, и волна экономического кризиса заставила семью подстраховаться насчет хлеба насущного: Андрей вышел на работу. А Татьяна, подключив к заботам о полуторогодовалом сынишке «золотую» свекровь, зарегистрировала предпринимательство и занялась продвижением своих возможностей, изучением потребительского спроса и рыночных предложений, поиском партнеров и заказчиков, участием во всех возможных выставках и мероприятиях, поиском идей. Но, главное – скрупулезно и методично осваивала возможности программного обеспечения и особенности фрезерной обработки, непрерывно повышая уровень выпускаемой продукции.

Сегодня, пять лет спустя, говорит, что уже стыдится первых своих работ и тех самых простеньких первых наличников, сделанных для дачи. Сложность изделий сейчас много серьезнее. Только вот, как говорится, сапожник без сапог: есть много нереализованных идей для собственного дома, но пока все они – только в голове. В обиход же попадают только экспериментальные образцы — вроде слишком дорогого стула.

Без сапог

Идея сотрудничества и взаимопомощи открыла для Татьяны производственный «угол» в столярной мастерской. Там ребята занимаются деревом и выживают, как могут, а Татьяна старается выжить на фрезеровке строительного и мебельного погоножа и мебельном декоре. Возможны и совместные проекты.

Фрезерный с ЧПУ станок ручной сборки постоянно усовершенствуется Андреем и сейчас проходит очередную обкатку. По затейливой, прорисованной на экране траектории шпиндель с фрезой перемещается над столом с закрепленной заготовкой. Фреза выходит на заданную точку и с шумом погружается в дерево, углубляясь, прочерчивает узорную  завитушку и уходит вверх готовиться к новому старту. Рисунок с экрана постепенно проявляется в заготовке. Следуя особенностям модели, мастер меняет несколько фрез, и вот, наконец, последняя подчищает фон. Можно оценить результат.

Поскольку модельер-конструктор, технолог, фрезеровщик, контролер менеджер по сбыту и финдиректор — в одном лице индивидуального предпринимателя, приемка получается весьма строгой и часто – с выводами и рацпредложениями. Оценить привлекательность и рентабельность той или иной модели, а так же возможности оптимизации обработки – такое под силу только мастеру-универсалу, который все делает сам. В этом – самая сильная сторона (а с другой стороны – слабое звено) бизнеса Татьяны Криксиной.

Она уверена, что только понимание и анализ всех оставляющих процесса в одной голове дает возможность выбора самой оптимальной и экономичной технологической карты изделия, что позволяет снизить стоимость продукта. В итоге ее резные иконки на лотках псковских мастеров в Кремле вдвое, а порой и втрое дешевле иных. Впрочем, конкуренция конкуренцией, а особенности псковской торговли для Татьяны – загадка со многими неизвестными. Народные мастера в городе есть, а торговать им своими изделиями напрямую, без посредников и нанятых продавцов постоянно – негде, ярмарки эпизодичны. Рентабельность же ручного, не автоматизированного ремесленного производства – крайне низкая, в итоге большинство мастеров занимаются резьбой и росписью по вечерам после основной работы. Ремеслом удается заработать единицам, и все больше и больше умельцев просто оставляют эти попытки. А ведь можно было бы «отжать» у китайского ширпотреба серьезную долю рынка! Достаточно дать псковским мастерам выставлять свои изделия на продажу, к примеру, в Доме ремесел или в Кремле, где бывают туристы. Производитель за прилавком – залог минимизации цены, выживания ремесленников и узнавания региона по его уникальным изделиям.

А уж договориться с коллегами по очереди дежурить в магазине, уверена, получится. Небольшой личный опыт в этом деле уже есть – магазинчик сувенирной продукции на двоих с подругой, занимающейся росписью матрешек и прочей продукции. И по технологиям производства можно было бы скооперироваться, вместе что-то оригинальное сделать – из сувенирки или чего покрупнее.

Если же говорить о брендовых вещах, к своим уникальным находкам Татьяна относит «вышитые крестиком» шкатулки. Конечно, фреза только имитирует вышивку, но весьма похоже. Так удалось создать свой колоритный, узнаваемый стиль, не похожий ни на что, где-либо ранее виденное.

Ася Замараева.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Белый цветок
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x