Матрешкины сказки
У маленькой девочки пропала кошка. «Ушла»,- переглянулись родители, и девочка стала ждать. Каждый день семь месяцев она выглядывала в окно, ожидая любимицу. А потом ей пришла посылка… от кошки.
Игрушка-неваляшка портретного сходства с ушедшей в небытие кошкой и письмо о том, как та попала в волшебную кошачью страну, где созвездие Кошек и на каждом углу — фонтаны из сметаны. Раньше кошка не могла дать весточку своей маленькой подружке, потому что обустраивалась, но в итоге стала королевой, и художник написал ее портрет на мурчащей игрушке, чтобы отправить по прежнему адресу – на память в страну людей.
И для питерской девочки сказка стала правдой, а художник, точнее – псковская художница Ольга Гусева, знающая о созвездии Кошек все и даже чуть больше, вложила эту историю в свою папку «Матрешкиных сказок» вместе с фотографией той самой кошки.
Без любви к своему делу и людям невозможно творчество. В любви расцветает талант, и человек становится настоящим волшебником. Нашей героине неспроста так к лицу образ Снегурочки: она с волшебством на «ты». Расписывает игрушки – матрешки, неваляшки, елочные шары, пасхальные яйца, и, пока пишет, придумывает – точнее, раскрывает их истории.
Завитушки
На это можно смотреть бесконечно: как Ольга Гусева общается со своими изделиями: наносит основу, выбирает базовые оттенки. Десятки кистей мелькают над палитрами – каждая в свое время. Появляется главное лицо, и, познакомившись с ним, художница добавляет в игрушку детали и образы, прорисовывает мелкие штрихи, украшает затейливым узором. Времени на каждую работу уходит много, часть сердца – в придачу. Ремесло это и бизнесом-то не назвать, слишком трудоемко и не рентабельно. Но по-другому не получается, без матрешек уже никак, а матрешка без деталей, без души и без истории – просто разрисованная болванка.
Впрочем, это уже мое умозаключение. Ольга же, напротив, достает с полки знаменитые заводские серии разных регионов и отмечает их традиционные черты и особенности. Рассказывает о японской прародительнице матрешек, которую и игрушкой-то в силу сакральности назвать трудно. Зато на Руси с вложенными образами все казалось просто и душевно: семья – она и есть семья, многодетная и счастливая. Куколки могут повторять одна другую как в наследственном сходстве, а могут быть совершенно не похожими. И семьи могут быть не только с человеческими лицами. Например, семейка Сан-Саныча и его жены Элизабет — интеллигентная мышиная семья с озорными ребятками, включая подростка-новобранца мышиной армии. Или семейство хозяйственного кота Чарльза с супругой Тори, обожающей цветы и переживающей за первую любовь дочки — Снежинки. А неваляшки-снеговики вообще несут на себе целые города.
Выставленные на продажу, авторские игрушки находят обычно именно «своего» покупателя – который угадает их историю, почувствует созвучие и дополнит уже своей фантазией.
Не умею рисовать
В школе Оля Степанова часто произносила эту фразу, уроки рисования казались непосильными, и часто домашнее задание за девочку выполняла мама. Родители – творческие люди, явно чувствовали подвох и пытались отдать девочку в художественную студию, откуда она сбежала со второго занятия после предложения нарисовать натюрморт с черепом. О росписи матрешек впервые узнала на каникулах, когда сопровождала на занятия к художнице в качестве переводчика свою слабослышащую подружку. Тогда-то и получила в подарок свою первую матрешку, точнее – деревянную болванку под роспись. Но своего часа заготовка ждала очень долго.
Из родной деревни Лухново Псковского района Оля переехала в Псков – чудо какой интересный! Закончила Псковский филиал Российской международной академии туризма, и сама стала работать экскурсоводом в Кремле. В одной из групп встретила будущего мужа: очень много вопросов возникло у приезжего к белокурой псковитянке. А после рождения сынишки, сидя с ним дома, Ольга затосковала по псковской архитектуре и белым храмам. И тогда взяла в руки старую заготовку и нарисовала свою первую матрешку – «наивную, корявую, очень-очень самобытную. Сейчас захочу так сделать – и не получится». Подруга увидела – забрала в магазин сувениров на продажу, и матрешка сразу улетела за границу! Забрезжила возможность подработать в декрете, и молодая мама взялась за дело. Прошло уже восемь лет.
Характер неваляшки
Ее матрешки нетрадиционны и имеют портретные черты. Замечаю, что даже автопортретные, на что Ольга улыбается: у всех мастеров так. Поездив по выставкам и познакомившись с коллегами по ремеслу из всех уголков света, она в этом убедилась. Но на самом же деле самое распространенное лицо ее матрешек взято из любимой детской книжки про Русалочку: недавно открыла книгу и поняла этот секрет.
С какого-то времени, видя возможности Ольги, друзья стали заказывать ей портретные изделия, и на этом тоже – с отдаленного сходства до очень похожего — рука постепенно «набилась». Мама, увлеченная декупажем, предложила использовать удешевляющую технологию нанесения портрета, и, по согласованию с заказчиком, декупаж тоже применим. Ведь, как бы не были хороши расписные игрушки, сувениров всегда хочется побольше да подешевле. А у мастера на одну модель в среднем уходит 2-3 дня плотной работы, плюс исходные материалы – заготовки, краски, лак, кисти…
С лакированием — многослойным, стойким и сияющим — Оле помогает мама Елена Анатольевна. Даже из других регионов обращались к ней за помощью! В итоге игрушки не просто приятно держать в руках, но, с учетом обтекаемой формы и добрых образов, хочется гладить. И кот не спроста – один из популярных персонажей. Папа художницы Виктор Иванович на досуге вытачивает заготовки деревянных игрушек – лошадки, Деды морозы. Осваивает мастерство резчика. А вот болванки матрешек и неваляшек Ольга покупает в столице, тщательно выбирая сухое и тонкое дерево, чтобы потом игрушка «не заболела» — не треснула.
Одно из самых долгожданных приобретений – огромная матрешка с 19-ю вкладышами – стоит на виду и дразнит хозяйку фантазиями и теснящимися в голове по ее поводу сказками. Но это – три месяца плотной работы, и пока есть заказы, надо отрабатывать, зарабатывать на хлеб насущный. На вопрос об эскизах для масштабной работы Ольга только улыбается: нет, не умею. Ведь так и не научилась рисовать на бумаге, точнее – на ровной поверхности. Рука уже привыкла к округлостям, и даже архитектура, деревенские домики и любимые белые храмы на листе бумаги получаются…чрезвычайно самобытными. Подруга, правда, звала расписать у нее стены цветами – удалось неплохо. И аэрографом Оля работает, все новое осваивает с удовольствием. Возможно, когда-то на плоскости шкатулок или на холсте тоже появится продолжение Олиных сказок. Пока же сказки живут в образах многодетных матрешкиных семей и стойких мурлыкающих неваляшек, очень красивых и гладких снаружи, но внутри — с железным характером. И девочка с медвежонком, согласно своей сказке, очень спешит и торопит игрушку – ведь впереди много дел, надо просыпаться и скорее бежать, ведь так важно успеть увидеть рассвет, который каждый — совершенно особенный и больше никогда не повторится.
Ася ЗАМАРАЕВА.