Татьяна Балагина

Псковские портреты

Мелодии кукольной скрипки   

Имя Татьяны Балагиной в Пскове, России и дальнем зарубежье, как говорится, «широко известно в узких кругах», а именно – среди мастеров и любителей ручного творчества (handmade).

В ее арсенале вышивка и шитье, ленты и батик, роспись по дереву и ткани, сложившийся и узнаваемый «балагинский» дизайн открыток ручной работы, и вот уже пять лет – куклы. Куклы как апофеоз творчества, полет фантазии и квинтэссенция всех ранее отточенных навыков, знаний, умений, возможностей. Куклы в самых разных лицах и техниках, но пронизанные светом, одухотворенные силой авторской любви.

Скука не для нас

Татьяна закончила псковскую Детскую художественную школу с акцентом на декоративно-прикладное творчество, и тем определила свою жизнь. Ушла из школы в швейное училище – учиться «на модельера», а когда столкнулась с суровыми реалиями пошивочного конвейера, оказалось, что отличные оценки еще не аргумент для воплощения фантазий. Скучно работать Татьяна не стала и от творчества не отказывалась никогда, даже в трудные 90-е, перебиваясь случайными заработками: и матрешек расписывала, и шила, и — снова расписывала. Дистанционно работала дизайнером открыток в известной столичной фирме.

Удаленная работа для творческого человека, несомненно, имеет свои плюсы, особенно если источник вдохновения – в родных стенах. А Татьяна уже давно уехала из города и проживает с мужем в Логозовской волости Псковского района, в красивом живописном месте на берегу озера. Радуется, что муж ее во всем поддерживает, не интересуется стоимостью экспериментов и расходных материалов и не сердится, что она работает ночами, понимает. Куклы требуют внимания и тщательности, освоения все новых и новых техник, отправляют в полет фантазию и творческое воображение, заставляют экспериментировать и искать решения для новых идей. Сегодня игрушки оттеснили, точнее – вобрали в себя все иные умения разностороннего мастера, и, как результат – лестные заключения коллег по цеху и интернет-критиков: мол, трудно поверить, что такое многообразие выходит из рук одного человека, чаще куклы похожи одна на другую.

Кофейный паук и все-все-все

На это Татьяна только улыбается, она сама замечала, что даже на больших пафосных выставках авторы порой используют повторы, особенно в лицах своих персонажей, явно прибегая к штамповке. Сделать слепок и потом легко множить свое произведение – идея соблазнительная и коммерческая, но не слишком интересная. А фантазия зовет, и вслед ее полету откладываются в сторону понятные начала и рождаются новые заготовки или просто элементы – руки, ноги, головы, туловища с особыми креплениями для шарниров – детализированные анатомически и местами утяжеленные для соблюдения общего баланса. Грунтованный текстиль, полимерная глина, фильцевание, папье-маше. Дивной красоты крошечные полимерные руки – с длинными изящными и эмоциональными пальцами, прожилочками и складками ладоней уже задают образ, для которого они созданы, но пока он понятен только мастеру.

Мы же можем познакомиться только с более собранными заготовками, расспросить об особенностях той или иной куклы. Вот кролик-франт, друг Алисы из Страны Чудес, словно сошедший с экрана и вновь готовый в бега, разве что – нужно до конца принарядиться. На том же этапе и барышня чи-хуа-хуа, манерная, чуткая и своевременная – как-никак, символ года. Рядом с компьютером на рабочем столе одна из самых больших кукол – то ли балерина, то ли Снегурочка с одухотворенным лицом и устремленным в мечты взглядом. Татьяна признается, что очень любит эту куклу, все время в ней что-то доделывает и хотела бы оставить себе, но… уже попросили, очень срочно, и, наверное, придется расстаться. Навсегда остаются в доме только подарки мужу к новогодним праздникам – персонажи восточного календаря – расписной текстильный (о чем и не догадаешься) петух, валяная обезьянка, колоритная такса в шапочке Санта-Клауса, меховая овечка… А еще – огромный кофейный паук, в кружевах и многочисленных сапожках, живущий на кухне. Дело вкуса, но скорее — напоминание не беспокоить хозяйку-творца бытовыми мелочами.

Куклы с лицами животных – общий тренд, и первой из них у Татьяны Балагиной стал обезьян-скрипач. В магазине-салоне, куда Татьяна сдает свои работы, его уличили в сходстве с гитаристом, лидером известной рок-группы, из числа поклонников которого тут же нашелся покупатель. А девочка-курочка, так любимая хозяйкой, пока ещё на полке. Одна кукла стояла так долго, что пришлось взять ее на реставрацию, и в тот же день из магазина раздался звонок: возмущенная покупательница требовала куклу, которую она давно присмотрела и отчаянно хотела купить. В авторской работе.

Близко к оригиналу

Через магазин же или через знакомых приходят иногда и заказы: девушка просила свекровь по фотографии изобразить ко дню рождения, пожилая женщина в подарок сестре заказала две куклы в молодости, темненькую и светленькую, и чтобы в руках был игрушечный жираф. Восторг заказчиков – особая валюта, бережно хранимая в сердце, и он не менее важен, чем копейка, принесенная в семью и потраченная снова на материалы и комплектующие. У того же скрипача инструмент был почти настоящий – купленный в составе коллекции миниатюрных музыкальных инструментов в киоске. А у самого первого «балагинского» скрипача и инструмент был изготовлен собственноручно и многострадально, и лицо с руками — не керамические, а в технике фильцевания. Но – в каждом пальчике – проволочный каркас, так что руки могли менять позиции, а скрипач — музицировать на игрушечной скрипке.

Татьяна помнит каждую свою куклу и, листая фотографии, рассказывает, какая куда и по какому случаю уехала. География обширная, вплоть до заграницы, статус получателей подарков зашкаливает до высших эшелонов власти. И когда мастер, изготавливавший вольер для собаки, попросил в качестве оплаты куклу, это было встречено с пониманием. Собаку – белоснежного алабая Ляльку — супруги подобрали израненную, с отбитыми почками, в крайне истощенном состоянии, и только они могут рассказать, как в течение года выхаживали доходягу, прежде чем она обратилась нынешней нагло-счастливой улыбчивой красавицей. И эта история, и множество других штрихов слагают портрет автора, наполненность его работ.

О том, что кто-то заказывает ее кукол, чтобы сдавать их в Питере, Татьяна говорит легко и тоже — с пониманием. Вообще она светло и уважительно говорит обо всех, кто ей встретился в жизни, удивляясь, что встречались-то только замечательно хорошие, добрые и интересные люди. Наверное, одного этого признания было бы достаточно, чтобы понять притягательную энергетику кукол Татьяны Балагиной, ведь в каждой – частичка ее самой.

Ася ЗАМАРАЕВА.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Белый цветок
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x